Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Заводные / Лихачи / Spetters / (1980)

 

Название: Заводные / Лихачи
Оригинальное название: Spetters
Год выхода: 1980
Жанр: Драма, мелодрама, спорт
Режиссер: Пол Верховен
В ролях: Ханс ван Тонгерен, Рене Саутендейк, Тон Агтерберг, Мартен Спаньер, Марианне Бойер, Петер Тёйнман, Саския Тен Батенбург, Ивонн Валкенбург, Ганс Верман, Китти Курбуа, Джонна Костер, Хьюго Метсерс, Йерун Краббе, Рутгер Хауэр, Теу Боерманс, Труус Деккер, Урсул Де Гир, Бруни Хейнк, Ганс Холткамп, Жан Хопманн, Хенк Ван Хутен, Лоес Лука, Йохан Саймонс, Майк Уэст

О фильме:
Драматическая история одной молодежной компании из небольшого голландского городка, гоняющей на мотоциклах. Каждый из них выбирает свой путь. И этот путь совсем не похож на тот, который им виделся в сладких грезах о будущем.



https://www.imdb.com/title/tt0081547/


Страна: Нидерланды, Endemol Entertainment, VSE Film
Продолжительность: 02:02:38
Перевод: Авторский одноголосый (Алексеев)

  • Фильм подвергся разгромной критике в Нидерландах, где его назвали вызовом женщинам, геям, инвалидам и вообще христианам. Критики называли фильм лишённым вообще каких-либо моральных установок и даже декадентским. Такая реакция на фильм стала одной из причин, побудивших Пола Верховена перебраться в США и снимать фильмы там. Режиссёр впоследствии скажет, что критика фильма «Шоугерлз» (1995) не задела его именно потому, что он всё это уже проходил после «Заводных».
  • Первая версия сценария в Дании была отвергнута как чересчур вульгарная. Сценарий переписали, деньги на съёмки нашли, но Пол Верховен всё равно снимал фильм по оригинальному сценарию.

 

«Эй, отец, с дороги съедь!» — первая фраза, которая дает понять, что тут словами разбрасываться не станут. И действительно, как в настоящей драме, каждый диалог, каждая сцена значимы. Это отнюдь не спортивная драма, показывающая победы над соперниками и над самим собой. Это не мелодрама, показывающая чувства и эмоции. В основе Spetters — действие, а значит, на первый план выходят решения и поступки.

В фильме поднимаются важнейшие вопросы, касающиеся жизни человека: взаимоотношения поколений, поиск кумиров, выбор жизненного пути, отношение к религии. Но главная тема — которая охватывает творчество Верховена — это поиск спасения в самом себе. Несмотря на родительские предписания, несмотря на мнения окружающих, зачастую даже не смотря на случай, способный все испортить, человек сам хозяин своей судьбы.

Перед нами три юноши и короткий, но переломный отрезок их жизни. Одного героя отец толкает, другому — заграждает дорогу. Кто-то привык побеждать, кто-то лишь стремится к победе. Есть смелый и есть нерешительный. А в итоге, кто-то становится победителем, кто-то — побежденным, а кто-то продолжает бороться. Все характеры яркие, интересные, но при этом получается соблюсти меру и поставить действие реалистично, без пафоса и натянутости. Это то, что отлично удается Верховену — добиться атмосферы настоящего, живого отчаяния. Оно застывает на лицах актеров, оно в их глазах.

Все элементы фильма на высочайшем уровне. Хочется просто поблагодарить создателей. Единственное, что бы мне хотелось — больше музыки. Хотя, возможно, драме много динамичной музыки и не надо. Автор сценария, как и у большинства ранних фильмов режиссера, — Херард Сутерман. Видимо он полностью разделял мировоззрение Верховена, потому как постановки получались полными, завершенными, яркими.
Сильная драма, прекрасный пример творчества режиссера, один из шагов на пути к будущим шедеврам.

Этот динамичный кинофильм, такой стремительный, скоростной и живительный, яркий и столь интересный, на самом же деле является настоящей трагедией, драмой с довольно печальным окончанием. Нет, конечно, есть намёки на счастливый конец, есть ссылки режиссёра на успокоение разыгравшегося воображения и напряжённых нервов зрителя, но тем не менее.

В основе сюжетной линии данной картины положена достаточно серьёзная тема, тема, которая волнительна и на сегодня — это вопрос о молодёжи, которая из-за своей самоуверенности, якобы независимости и свободы от навязчивых мнений старших предоставлена сама себе — ребята гуляют, дебоширят, совершают опрометчивые поступки. Но всё бы не так плохо, если не факторы риска, которым и подвержены молодые…

В данном кинофильме Пол Верхувен как раз и раскрывает мысль, рассказывая о таких молодых людях, которые сильны, красивы, молоды, и… совершенно неразумны в своих мыслях, желаниях, поступках и действиях. Как жаль, но если бы всё это был вымысел. А Пол бъёт сразу не в бровь, а в глаз, как раз-таки повествуя о страшных реалиях. Хотя сюжет и вымышлен, хотя и герои — всё тот же плод фантазии создателей этого художественного фильма, от всего этого не становится легче.

Сознание того, сколько молодых ребят погибло из-за своей вольности, глупости и несдержанности, приводит в настоящий ужас. А ведь как раз опасными и являются подобные виды занятий — гонки на мотоциклах на сумасшедших скоростях, прыжки с парашютом и занятия различными экстремальными видами спорта. Ладно бы — занимаясь подобными рискованными для жизни видами деятельности, уметь сохранять ледяное спокойствие, благоразумие и помнить о мерах безопасности. Но вот попытки стать «лучшим», попытки побить мировые рекорды или попросту выделиться из толпы нередко приводили к очень и очень печальным исходам…

На подобные мысли наводит этот серьёзный и прямо скажу — откровенный кинофильм, который раскрывает всю правду-матку о жизни молодёжи. Слава Богу, не все повально занимаются такими активными видами спорта, в противном случае можно было бы говорить о высокой смертности среди молодых. Да, довольно страшно осознавать, но всё это правда. Жестокая, неприкрытая, брутальная и панически страшная правда, которую нам и показывает Пол Верхувен, а уж, объединяясь с таким асом кино, как Рутгер Хауэр, — и подавно достигает и сердца, и разума зрителя.

Лично мне каждый раз смотреть эту ленту было по-настоящему тяжело — осознавая всю серьёзность, реалистичность и печальность ситуации, поневоле и сам беспокоишься за дальнейшую сохранность экранных героев, трепещешь за их благоразумие, волнуешься за них самих… Безусловно, очень сильный, мощный и пробивающий кинофильм, который достоин названия «документальный», и вручения ему высшей награды.

Знаете, после просмотра таких кинолент становится как-то не по себе. Картина взывает к сознанию, после ознакомления с ней начинаешь усиленно и напряжённо мыслить, думать, раскидывать, после чего не становится легче, ничуть — просто понимаешь дальновидность, прозорливость и гений ума режиссёра, который перенёс жизнь на экран, запечатлел на плёнку самое настоящее, всего лишь обставив в собственном видении данную ситуацию. Он довёл до ума зрителя этот вопрос, он смог убедить наблюдающего в том, что это реальность, что это правда…

Сильный фильм с волнующим началом и двусмысленным окончанием. Освещаемая проблема очень актуальна и сегодня.

 

 

Пятая полнометражная картина Пауля Верхувена «Заводные» (или «Лихачи») является, пожалуй, итоговым словом в его режиссерском анализе проблем и ценностей бесшабашного молодого поколения, которое «и жить торопится, и чувствовать спешит». Поставленный по сценарию своего постоянного коллеги Херарда Сутемана и не указанного в титрах Яна Волькерса (кстати, автора романа «Турецкие сладости»), фильм рассказывает о жизни троих друзей — Рина, Эйфа и Ханса, — которые увлекаются мотоспортом, грезя о славе чемпионов мира. Внезапно в их городке появляется сексапильная красотка Фетье, продавщица жареной картошки и пирожков в передвижном трейлере. Дерзкая и расчетливая Фетье по-своему влияет на судьбы друзей и, в какой-то мере, заставляет каждого из них переосмыслить свое существование, где тщательно взлелеянные мечты жестоко разбиваются о цинизм и равнодушие окружающего мира.

«Заводные» — самая горькая и жесткая лента в раннем периоде Верхувена. В ней почти нет места той очаровательной иронии, которая выгодно оттеняла, в общем-то, трагическую историю, рассказанную в «Турецких сладостях». В своей пятой работе Верхувен, по меткому мнению критиков, уже как умудренный опытом мастер, показывает всю растерянность «молодого поколения», не ведающего как дальше жить, если Вертихвостка-Удача неожиданно поворачивается спиной, а скрытые, тайные комплексы вдруг выходят наружу и полностью ломают доселе непоколебимое мировосприятие.

«Заводные» стали, в какой-то мере, переломными для Верхувена. Его последняя лента, снятая на родине, экзистенциальная библейская притча «Четвертый мужчина», словно бы, подводила итог экспрессивному, по-юношески задорному творчеству режиссера, который в своих произведениях всегда бросал вызов общественной морали, но, благодаря таланту кинематографиста, всегда чувствовал ту зыбкую грань, когда свободомыслие еще не переступает границы бульварного памфлета, а эпатаж не выливается в провокационную скабрезность.

Симптоматично, что на главные роли в «Заводных» Верхувен пригласил малоизвестных, а то и вовсе не снимавшихся ранее актеров (его соратники Рутгер Хауэр и Йерун Краббе исполняют в ленте эпизодические, но, все-таки, очень важные для сюжета роли). Потому особого внимания в ленте заслуживает точная, без малейшего перехлеста, игра слаженного актерского ансамбля, в котором, безусловно, солирует эффектная Рене Саутендейк в роли Фетье. Камера немецкого оператора Йоста Вакано (так сказать, «соперника» Яна де Бонта, ибо Верхувен на протяжении своей карьеры попеременно предпочитал работать исключительно с ними двумя) буквально любуется актрисой, подчеркивая и ее сексапильные внешние данные, и яркое, безыскусное лицедейство. Роль в «Заводных» стала для Саутендейк настоящей предтечей к образу Кристины — т. н. «женщины-паучихи» в «Четвертом мужчине». И эти две роли неразрывно связаны между собой, будто бы заранее предопределяя амплуа самой актрисы. К сожалению, после совместной работы с Верхувеном Рене Саутендейк особой популярности не снискала и после нескольких малоудачных ролей (включая роль женщины-робота в провальном полуфантастическом голливудском боевике «Ева-разрушительница») окончательно перешла на телевидение. Куда драматичнее сложилась судьба Ханса ван Тонгерена, сыгравшего Рина, — первого возлюбленного Фетье, который после автокатастрофы на гонках остался инвалидом. После вполне успешного дебюта 27-летний актер неожиданно для всех покончил с собой, снявшись до того лишь в 2-3-х малозначительных фильмах…

Оценка: 8 из 10

 

В 1980 году когда в мировом прокате фильм Джорджа Миллера собирал полные залы, в Нидерландах вышла картина которая хоть и не являлась по жанру фантастической, но по своему замыслу и метафоричности во многом соответствовала австралийскому шедевру, но к сожалению большим хитом не стала даже в Европе. Это были «Заводные»(Spetters) режиссёра Пола Верховена. Я считаю что картину сильно недооценили и недооценивают до сих пор.

«Заводные» это история о трёх парнях мотоциклистах, двое из которых Рин и Ханс мотокроссеры-любители, а третий — Иф является механиком команды. Рин подаёт большие надежды стать профессиональным спортсменом, Ханс тоже не плох для любителя, но при этом его мотоцикл очень старый и постоянно ломается. Молодые актёры отлично подошли на свои роли, а на роль наставника главных героев — действующего чемпиона-профессионала Геррита Виткампа, режиссёр пригласил ветерана своих фильмов Рутгера Хауэра, который отлично справился с этой ролью.

Надо сказать что режиссёр превосходно отразил в фильме всю метафору названия. В первую очередь это выражается в двойном подтексте, главные герои являются мотоциклистами, но при этом они также являются энергичными молодыми хулиганами которые не боятся рисковать, они воруют в магазинах, жёстко подтрунивают гомосексуалистов, быстро гоняют на мотоциклах по городу без шлемов и нарушая все правила. Здесь как раз стоит сказать о самой езде на мотоциклах и машинах, снято это всё очень добротно и даже оригинально для своего времени, много трюков в самых неожиданных местах, интересные сцены связанные с ездой на машинах, например когда героиня Рене Саутендейк ведёт переговоры с влиятельным тележурналистом когда их машины едут рядом друг с другом, даже не думая останавливаться.

Надо также отменить технически блестящую работу которую проделал оператор Джост Вакано, который в технике съёмок подобных сцен, а также съёмок самих соревнований превзошёл Голливуд того времени, снято и смонтировано это следующим образом, мы видим крупным планом лицо актёра на фоне проносящихся деревьев и в следующем кадре общий план несущегося на такой же огромной скорости мотоциклиста и тоже самое когда он на большой скорости взлетает на трамплине, приземляется и едет дальше, как они это снимали я так и не понял, но получилось здорово, таким образом мы не замечаем разницу между актёрами и их дублёрами. Также стоит сказать что в тех самых упомянутых выше неожиданных трюковых моментах, режиссёр использует чуть ли не элементы мотофристайла(что как отдельный вид спорта тогда ещё не существовало).

Считаю нужно обязательно отметить то как показано в фильме старшее поколение, в этот раз режиссёр обошёлся без всякой карикатурной идиотии и это пошло данной линии фильма только на пользу. Он показал родителей и родственников главных героев очень положительными людьми, по-настоящему заботящимися и любящими своих детей, какими бы те не являлись, готовыми всегда поддержать и прийти на помощь, отец Рина является именно таким, как и отец Ифа, но в отличие от отца Рина он показан также очень строгим и религиозным человеком, но не просто так, по всему видно что они с женой глядя на окружение своего сына и на его зачастую наглое поведение очень сильно переживают за свою младшую дочь — сестру Ифа, которую они изо всех сил стараются огородить от влияния этого современного общества. Отец Ханса в фильме особо не раскрыт, но по нескольким сценам мы видим что он тоже добрый и порядочный человек. При этом режиссёр очень душевно показал атмосферу этого городка в котором живут главные герои, поддерживает которую то самое старшее поколение.

К большому сожалению есть у фильма очевидные минусы. Появление персонажа Рене Саутендейк почти сразу начинает вносить в фильм большую долю серости, я не утверждаю что подобный женский персонаж здесь лишний, отнюдь нет, но большинство событий связанных с ней делают фильм слишком противоречивым и почти что сливают в утиль первоначальную концепцию сюжета, то есть чувствуется что оригинальный сценарий во второй половине истории был сильно изменён, дабы сделать фильм как можно оригинальней, но этого здесь не требовалось. Поэтому финал фильма сильно разочаровывает, он-то как раз и противоречит той самой основной метафоре картины, превращая развязку в банальную социальную драму, но это вовсе не означает что таким образом портится всё впечатление от фильма, совсем нет, я думаю большинству ценителей необычного кино он всё равно очень понравится.

Всё происходящие хорошо подчеркивает саундтрек, который звучит словно в такт биению адреналина в молодой крови. Интересно также что режиссёр использует много американской музыки, в том числе песни Майкла Джексона.

Джордж Миллер в своём фильме показал каким будет новое поколение людей в недалёком будущем, в моторной метафоре. Тоже самое сделал Пол Верховен в своём фильме, только он показал каким стало нынешнее поколение в сравнении с предыдущим. Главное понимать, что в конце семидесятых-начале восьмидесятых картина была гораздо более актуальной. По сути дела фильм является духовным приквелом гениального «Безумного Макса».
9 из 10

 

Marianne Boyer

https://www.kinopoisk.ru/name/171513/

https://www.imdb.com/name/nm0102071/

saskia van basten batenburg

https://www.imdb.com/name/nm0060413/

 

Kitty Courbois

https://www.imdb.com/name/nm0099636/

https://www.kinopoisk.ru/name/153304/

 

 

 

Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024uCoz