Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Левиафан / Leviathan (1989)

 

Название: Левиафан
Оригинальное название: Leviathan
Год выхода: 1989
Жанр: ужасы, фантастика, триллер, приключения
Режиссер: Джордж П. Косматос / George P. Cosmatos
В ролях: Питер Уэллер, Ричард Кренна,
Аманда Пейс, Дэниел Стерн, Эрни Хадсон, Лиза Айлбахер, Майкл Кармине, Гектор Элисондо, Мег Фостер, Юджин Липински

О фильме: Во время вахтенных работ по добыче руды на пятикилометровой глубине в Атлантике один из техников находит затонувшее русское судно. Вскоре выясняется, что на судне велись секретные эксперименты.

В сейфе, принесенном из корабля на подводную базу шахтеров, находятся записи о таинственной болезни, поразившей весь экипаж корабля. Вскоре один из шахтеров умирает и мутирует в жуткое чудовище, которое начинает уничтожать все живое на своем пути…

 

«Aliens thrilled you... The Fly shocked you... Now experience real fear...»
 

https://www.kinopoisk.ru/film/24110/

https://www.imdb.com/title/tt0097737/

Выпущено: США, Италия, Filmauro Distribuzione, Gordon Company, Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)
Продолжительность: 01:38:00
Перевод 1: Профессиональный (многоголосый, закадровый)
Перевод 2: Авторский (одноголосый, закадровый) А. Гаврилов

 

 

  • Режиссёру Джорджа П. Косматоса (1941-2005) предоставили 50-60 рисунков существа. Элементы всех вариантов были сведены в единое чудовище — огромное, с рыбьей головой, острыми зубами и способностью интегрировать в собственный организм отличительные черты своих жертв.
  • В начале фильма у одного из героев заканчивается воздух, и капитан старается ему помочь, работая на бортовом компьютере. В какой-то момент на мониторе мелькает Люксо с мячиком — лампочка из логотипа студии Pixar и персонаж самого первого короткометражного мультфильма этой студии.

  • Работая над обликом существа, режиссёр Джордж П. Косматос и мастер визуальных эффектов Стэн Уинстон (1946-2008) просмотрели снимки различных морских существ, а также книги по медицине. Увлечённые встречающимися в природе формами живых существ, они пришли к идее соединить в одном теле части человеческого организма и какого-нибудь глубоководного создания.
  • Очень мало сцен в фильме снималось непосредственно под водой. Большую часть сцен на станции снимали в звуковом павильоне и в бассейне размером приблизительно 40 на 80 метров.

 

В 1989 году вышли два очень схожих по тематике фильма. «Подводная Звезда 6» и «Левиафан». В следующем году появилось «Глубокое погружение», выглядящее гораздо более старомодным, чем первые два. По сути, этим всплеском все и закончилось. Предпринимались попытки снова нырнуть в эти воды, но ни высокобюджетная «Сфера», ни дешевые поделки наподобие «Буровой», заметных кругов на воде не оставили.

«Левиафан» стал эталоном, все что было до него и все, что было после, по качеству к нему не приблизилось. Только не нужно все фильмы с противостоянием монстру в замкнутом пространстве корабля/станции сводить к «Чужому», а то ведь можно вспомнить и черно-белый «Оно! Ужас из космоса» 58-го года, где марсианский монстр терроризирует экипаж ракеты.

В активе «Левиафана» были спецэффекты создателя терминатора Стена Винстона, очень достойно выглядящие и по сей день и отличная команда актеров. Собственно, персонажи, это и есть самая сильная сторона Левиафана. Это редчайший случай, когда в фильме подобного жанра все, до единого, персонажи обладают личностями, индивидуальностями и харизмой.

Есть хорошая девочка и плохая девочка, обаятельнейший доктор в исполнении Ричарда Кренна, один поганец-глубоководник, один усталый механик, один трогательный латинос… Настоящая единая команда, собранная из очень разных людей. И получается ужастик, в котором жалко абсолютно каждого, и потеря любого — настоящая трагедия. Трудно сравнивать с современными поделками, где жертв монстров различаешь только по цвету волос и степени идиотизма. При этом, как еще один плюс, в «Левиафане» присутствует смелость, свойственная кино 80-х. Какой современный фильм с сюжетом «водолазы выпили русской водки и мутировали в монстров» может быть чем-то, кроме трэша? А «Левиафан» отнюдь не трэш.

Подытожу. Любителям самой-самой новейшей компьютерной графики или снобам, этом фильм противопоказан. Ценителям фантастических ужасов — обязателен к просмотру. Киноманам, открытым для всех жанров, умеющим делать скидку на возраст лет — рекомендован с чистым сердцем. В жанре фантастических ужастиков я оценю фильм 8 из 10. В узком же поджанре, простите, Левиафана можно сравнивать только с Левиафаном. Эталон глубоководного ужастика.

 

 

Фантастических ужастиков, таких как «Левиафан», совсем немного. А учитывая, что самыми знаковым являются единицы, вроде «Бездны» и «Сферы», то подобное кино пропускать не стоит, если есть минимальный интерес к такому жанру. Особенность его в том, что действие происходит под водой, и лишь к финалу только уцелевшие главные герои добираются до поверхности океана. А весь интерес заключается в том, как же выглядит неведомое создание, которое в очередной раз находят в таинственных морских/океанских глубинах. Как правило, голливудская фантазия ограничивается мутировавшими акулами, кальмарами и крабами, то есть, самыми яркими представителями данной среды обитания.

«Левиафан» не стал исключением, но по сравнению с той же «Глубоководной звездой Шесть» и еще десятком подобных фильмов калибром поменьше, получился на порядок удачнее. В принципе, его можно сравнить с очень качественным и атмосферным «Вирусом», в который было и вложено побольше, и актеры присутствовали соответствующие.

Объединяет их, между прочим, и источник заразы — русское судно! Естественно, кто еще мог проводить нечеловеческие эксперименты над морскими обитателями и человеческими существами, а потом разместить жуткий вирус в бутылке водки? Правильно, время Холодной войны также имеет право на отражение в подобных продуктах Голливуда.

Вообще же, у режиссера Косматоса, ответственного за нашумевшие «Кобру» и «Рэмбо 2», получился очень неплохой и любопытный фильм ужасов вперемешку с фантастикой. Она тут заключается в основном в пугающих формах враждебного существа, которое, подобно Чужому Г. Р. Гигера, проходит несколько стадий развития, в данном же случае вернее будет сказать — мутаций.

Члены экипажа, в числе которых такие знаменитости, как Питер Уэллер и Ричард Кренна, бегают по тесным коридорам шахтерской базы, натыкаясь на чудовище, которое немедленно отбирает жизнь у очередного нерасторопного шахтера. Ничего изобретательного нет — то проплывет под ногами, демонстрируя жуткие щупальца, то свалится на голову, то разрастется до устрашающих размеров и начнет крушить переборки.

В общем, стандартный такой ужастик в декорациях, которые позволяют местами нагнать нужной атмосферы. Но такого эффекта, какой до сих пор наблюдается в первом и третьем «Чужом», да «Нечто», разумеется, не производит. Все упирается в непременную панику в самый неподходящий момент, якобы хитрого монстра, которые не оставляет шанса любому замешкавшемуся человечку. А еще пара непременных сцен с легкой обнаженкой, расчлененкой и финальной демонстрацией чудовища. Всем, кому по душе подобные каноны жанра, «Левиафан» должен понравиться. К тому же, стоит еще раз напомнить, что подобных фильмов буквально единицы, и выполнено все на качественном уровне.

На мой взгляд — хороший фантастический ужастик про «чудовище из морских глубин», один из лучших в жанре.

Про героев большинства фильмов ужасов думаешь: какие же они все тупые. Если бы они этого не сделали, все было бы хорошо. Если бы они это сделали, им бы не угрожала опасность.

С «Левиафаном» все иначе. Они нормальные, они реально люди с мозгами. Да, они могли бы избежать дальнейшего сюжета, если бы послушно быстро выбросили тела. Но мало кто из сидящих за экранами выбросил бы на их месте что-то движущееся. Девушка-самоубийца умница, ее очень жаль. Она мгновенно все поняла. Поняла, что у нее то же самое. Поняла, что раз не удалось спасти одного больного, и ее не спасут. Поняла, что надо делать — чтобы не страдать. Желающие спастись делали все для своего спасения. Борьба основывалась не на глупости, а на том, что силы были практически равны.

И вообще — не создается впечатления, что поступки героев подстраивают под сюжет. Как раз наоборот — во время просмотра можно подумать, что это сюжет при создании картины определялся поведением персонажей.

Гектор Элизондо — нежно любимый мною актер — играет нетипичного (во всяком случае, на основе просмотренных мной фильмов) для себя героя, что, несомненно, занятно. И таким он мне нравится тоже. И даже не так уж сложно было отделаться от образа бережного мужчины, ибо актер очень хорош.

Есть фильмы, по которым почти сразу понятно, что все умрут. Хотя обстоятельства таковы, что кто-то вполне может выжить — небезнадежные. Но такие уж эти картины, deadly end просто напрашивается. В этом же фильме обстоятельства просто тупиковые. И когда думаешь, что хуже уже некуда, возникает очередной тупик, все-таки становится еще хуже. Но «Левиафан» просто пропитан ощущением, что кто-то выживет. Иначе это было бы плохое кино. В другом может хоть планета взорваться, и это будет только драматическим плюсом, а здесь — все пойдет насмарку.

На фильм ужасов кино не похоже, больше — на фантастический триллер. Хотя бы потому, что вместо игр в прятки мы можем наблюдать, в основном, открытые сражения, реже — погони. Это не плюс и не мину. О плюсах я написала достаточно, минусы тоже, конечно, есть. Никаких красивых кадров, просмотр некоторых моментов все-таки не доставляет удовольствия. Но мне непременно хотелось досмотреть этот фильм в тот вечер, в который я начала его смотреть.
7 из 10

Первая половина фильма является рассказом о быте подводных работников, именно в ней происходит раскрытие характеров персонажей, показываются их взаимоотношения. Косматос снял эту часть весьма удачно, она хорошо смотрится, в ней не чувствуется затянутости или нудности (благодаря нескольким напряженным эпизодам). То, что это ужасы можно понять только по манере съемки, гнетущим темным подводным тонам, напряженной музыке.

После обнаружения «Левиафана» действие начинает понемногу раскручиваться, а его темп увеличиваться. И тут у режиссера начинаются проблемы, эпизоды становятся слегка сумбурными, беготня по подводной станции отдает хаотичностью, вообще весь основной кусок фильма, в котором фигурирует мутировавший монстр, производит меньше впечатления, чем мог бы именно из-за плохой расстановки акцентов и скоротечности всех действий. Да и длился он, к сожалению, достаточно коротко.

Без сомнения «Лефиафан» это попытка переделать «Чужого», только на этот раз вместо космического корабля выбрана подводная станция, а роль космического пространства выполняют глубины океана. Иной способ отрезать небольшую группу людей от мира оказался не столь удачным. Хотя вторичность фильма это не самая большая проблема, именно на ее можно закрыть глаза. Хуже, что режиссеру, в отличии от Ридли Скотта, не удалось создать всепроникающей атмосферы страха и опасности.

Также видно, что в сценарии пытались использовать страх перед генетическими мутациями (которые в то время еще не набили всем оскомину, да и воспринимались многими как невероятная фантастика), только в довольно примитивной манере.

Созданием мутировавшего монстра и его движениями руководил Стэн Уинстон, который прославился созданием множества различных впечатляющих монстров. Смахивающее на инопланетную тварь из фильма Карпентера «Нечто» существо — это одно из самый светлых пятен фильма, и хоть сейчас оно воспринимается не так естественно, как в момент создания (я первый раз смотрел фильм эдак в 90-ом году, и он произвел на меня огромное впечатление, именно из-за изменяющегося монстра), смотреть на него достаточно приятно.

Так что в целом фильм вышел неплохим, однако не шедевром, впечатление подпортила сумбурная съемка ключевой части — борьбы с монстром. Однако поклонникам фантастического хоррора, я думаю, фильм придется по душе.

 

«Левиафан» представляет собой фантастический фильм ужасов в духе «Чужого» и «Нечто» и использует стандартную сюжетную концепцию: группа людей находящаяся в закрытом пространстве борется с монстром. В данном случае группа людей это команда добытчиков серебра во главе с капитаном-геологом, а закрытое пространство — подводная станция, в которой они проживают на период работы. Левиафан — это название затонувшего советского военного корабля, который случайно обнаруживает один из членов команды и после чего собственно и начинается весь ужас.

В принципе, получился добротный фильм, по всем параметрам, если не считать его не оригинальности. Но речь ведь не идет о плагиате, а скорее о подражании, то есть желании снять что-то на подобии того, что уже имело успех. Разве это плохо? Особенно по отношению к любителям подобного.

К примеру, я сам один из таких любителей и я рад, что в то время (в отличие от теперешнего) подобные картины снимались если не регулярно, то довольно таки часто. Они, конечно, бывали разного качества, попадались и чересчур уж слизанные с «первопроходцев», да и сделанные на скорую руку, а попадались и весьма достойные экземпляры, как собственно тот, о котором я сейчас и пишу.

А здесь у нас и режиссер не последний человек в своем деле: Джордж Пан Косматос. Правда, больше известный по боевикам, таким как «Рембо 2» и «Кобра» со Сильвестром Сталлоне. Но и ужасами баловался не единожды. До обозреваемого фильма успел потренироваться и снял «Неизвестную тварь» на тему крыс-убийц, взяв на главную роль Питера Уэллера, который перекочевал оттуда в его же «Левиафан».

И раз уж речь пошла об актерах, то с полной уверенностью могу сказать, что с этим здесь полный порядок. Помимо уже упомянутого Питера Уэллера («Робот-полицейский 1-2»), здесь присутствуют так же небезызвестные Ричард Кренна («Рэмбо 1-3»), Аманда Пэйс («Родственник»), Дэниел Стерн («Один дома 1-2»), Гектор Элизондо («Частный курорт»), Мег Фостер («Чужие среди нас») и Эрни Хадсон («Охотники за приведениями 1-2»).
 
В создании спецэффектов принимал участие Том Вудрафф мл. работающий на студии Стэна Уинстона — одного из лучших мастеров своего дела. Правда, не буду лукавить и скажу, что по этой части далеко не все так хорошо как должно было быть, ну или как хотелось бы лично мне. Не знаю каков был бюджет, наверняка меньше чем у того же «Нечто» раза так в два, как минимум, и посему развернутся по части эффектов создатели не могли, но все же не всегда все решают деньги, а бывает что в таких случаях помогает выкручиваться талант.

И видно с этим здесь не совсем сложилось, поскольку сам виновник торжества мне категорически не понравился. Я имею в виду тот его вид, который показали в самом конце, а до этого его всячески пытались скрыть и показывали лишь отдельными частями и на разных стадиях трансформации. Дело в том, что здесь у монстра нету своего истинного (оригинального) обличия. Он по типу схож с тварью из «Нечто», которая поглощала своих жертв, и ее внешний вид постоянно менялся. Только здесь еще к измененным человеческим телам прилепили детали амфибий, и в результате получилось черти что (ну грубо говоря, представьте, если у той твари из «Нечто», которая появилась в конце фильма, заменить торчащих из нее собак на детали строения рыб: чешуя, плавники, костяная челюсть). Кстати, непонятно, откуда брались щупальца с зубами, если на самом теле монстра их не было. Считаю, что художники-дизайнеры могли придумать что-то интересней, хотя бы в плане головы монстра, ну уж больно дебильно она смотрелась. В остальном же полный порядок. И если бы не этот досадный минус, то получилось бы вообще замечательное зрелище.

Еще к минусам можно было бы отнести затянутое начАло (то есть время ДО того, как нАчало происходить что-то ужасное), но язык не поворачивается сказать, что за это время не происходило вообще ничего интересного или наоборот происходило что-то дико раздражающее. Учитывая то, что персонажи довольно разнообразные и что самое главное, не «каменные», а «живые», то их бытовая, вроде бы ничем не примечательная, болтовня совершенно не резала слух, а наоборот располагала к себе, помогая зрителю разобраться в том, что собой представляют эти люди. Отдельное спасибо за удачный юмор (особенное в этом плане порадовала концовка).

Сейчас все реже прибегают к такому ознакомлению с действующими лицами и, как правило, у всех персонажей изначально на лбу написано, что все они просто жертвы, которые в скором времени будут убиты жесточайшим способом и больше знать о них ничего не нужно.
В общем, подведя итог, хочу сказать, что фильм обязателен к просмотру как любителям фантастического хоррора и монстр-муви, так и ностальгирующим по 80-м в целом. Не без огрехов конечно, но в целом, как уже было сказано выше — добротный продукт. А если брать категорию «подводных ужасов с монстром» так и вовсе один из лучших.
8 из 10

P.S. Примечательно, что в районе 1989 года, с небольшой разницей в датах выхода было снято порядка 6 фильмов на подводную тематику: «Бездна», «Повелители глубин», «Зло из бездны», «Глубокое погружение», «Глубоководная звезда шесть» и собственно «Левиафан».

стр 1  стр 2  стр 3 

 

 

Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024uCoz